Третий - лишний
"Шрек Третий" станет одним из самых кассовых фильмов года и одним из главных разочарований Анимационный фильм "Шрек Третий" является вторым после "Человека-паука 3" потенциальным блокбастером текущего года. Во всяком случае, вторым по очереди выхода в прокат. И после просмотра этого фильма с огорчением приходится признать, что лучше бы создатели Шрека остановились на цифре "2" во всех смыслах этого слова.
Стоит сразу оговориться, что оценивать эту картину нужно с двух разных точек зрения, и в результате такого "раздвоения" на свет появятся две разные рецензии: одна зрительская и одна критическая.
Первая предполагает наличие не отягощенного ненужной информацией - в виде имен режиссеров, художников, актеров - и знанием английского языка сознания. Зритель, обладающий всеми вышеперечисленными достоинствами, имеет громадное преимущество перед критиком. Он ходит в кино отдыхать и наслаждаться зрелищем и не тратит драгоценное время на выискивание недостатков конечного продукта.
Такому зрителю фильм "Шрек Третий" не может не понравиться. Знакомая музыка, трогательные и забавные персонажи, живые, максимально приближенные к действительности диалоги, прекрасно сработавшие ранее комические элементы, вроде привнесения в средневековый мир атрибутов современности, роскошный видеоряд и, конечно же, сам Шрек, который уже давно стал не просто рисованным персонажем, а совершенно реальным героем, снимающимся даже в рекламе.
Просто зритель покинет кинотеатр в прекрасном настроении, с приятным чувством сытости от съеденного поп-корна и еще долго будет вспоминать выходки Осла и умильный взгляд Кота. А собственно, что еще нужно от просмотра хорошего фильма?
Критик не таков. Он приходит в кинотеатр с твердым убеждением, что современный кинематограф в подметки не годится... (тут он до конца не может сформулировать) и ничего нового он здесь уже не увидит. Критик с циничной ухмылкой получает у милых девушек за стойкой организаторов рекламные буклеты, много раз щелкает подаренной ручкой, словно проверяя, когда она сломается, злобно съедает предложенные на фуршете бутерброды и усаживается в кресло, уже почти зная, что именно он напишет о фильме.
Критик сразу же обратит внимание на действительно великолепную анимацию и запишет в своем блокноте: "Если вы не видели третьего "Шрека", значит вы не знакомы с компьютерной мультипликацией вообще". Ибо такой детализации, таких текстур и такого разнообразия персонажей совершенно точно не было ни в одном подобном фильме, вышедшем ранее. Художники DreamWorks и специалисты, отвечавшие за создание CGI-образов, действительно создали небольшое чудо. И это будет, пожалуй, весь позитив, запасенный критиком на целый год вперед.
Далее, он несомненно отметит посредственность сценария, который не спасает даже появление новых героев и шутки Осла и Кота, и слезоточивую мораль, временами опасно заполняющую весь экран до краев и грозящую выплеснуться в зрительный зал. Причем источником этой морали является частенько сам Шрек, утерявший значительную часть былой брутальности и остепенившийся под влиянием законной супруги.
Вообще, судя по сюжетной линии "Шрека Третьего", самое смешное в жизни мужчины, будь он Огр или обычный Хомо Сапиенс, начинается в тот момент, когда дорогая говорит ему с тяжелым придыханием: "Милый, я беременна". Вот тут, по замыслу авторов фильма, мужчина, он же Огр, начинает видеть страшные сны, совершать всякие глупости и с особой пронзительностью тосковать по оставленному в прошлом холостяцкому болоту.
Добавьте сюда немного физиологии, грязных подгузников, меланхоличное замечание Кота: "Ну, приятель, теперь ты в полной ж...", - и критик ощутит короткий спазм в районе диафрагмы, который у простого зрителя означает позыв к смеху, а у критика - мужскую солидарность.
Таких реакций за весь просмотр у него может возникнуть три, от силы четыре, ибо удивить критика приемами джиу-джитсу в исполнении принцессы Фионы и даже Золушки совершенно нереально, а о том, что у Рапунцель косы не настоящие, он знал с того момента, как научился читать и писать. Иногда, правда, критик может прислушаться к своим ощущениям. Например, когда с экрана в исполнении кого-либо из главных персонажей звучат фразы, вроде: "А как делают ЭТО?", - или: "Зато ты можешь вылизывать себя ТАМ". Но, вероятнее всего, критик будет склонен объяснить происходящие в его организме процессы плохим фуршетом.
Галерея кадров и роликов к фильму "Шрек Третий"
А вот уже где он развернется во всю мощь своего разрушительного таланта, так это в описании локализации картины. Только для начала ему придется потратить немало усилий, чтобы определить: а на какую, собственно, аудиторию расчитан "Шрек Третий"? Плоскость сюжета и чрезмерное морализаторство говорят в пользу того, что фильм совершенно детский, ибо только дети могут свято верить, что злые деревья, которые обижают мирных птичек, могут перевоспитаться за три с половиной минуты проникновенного спича.
С другой стороны, опусы отечественных переводчиков, такие как "чувак", "засадил", "мочи его", "давай перетрем" и тому подобное, могут поставить ребенка 5-7 лет в тупик - конечно, если он не "ботает по фене" с рождения. А такие выражения по какой-то причине занимают 80 процентов экранного времени "Шрека Третьего". Естественно, у критика, и без того недоверчивого по натуре, зародится страшное подозрение в том, что локализаторы сильно перегнули палку, и в оригинале речи главных героев не столь заполнены подростковыми жаргонизмами, но убедиться в этом он сможет лишь тогда, когда на полках магазинов появятся лицензионные DVD-диски с английской звуковой дорожкой.
В какой-то момент критик несомненно пожалеет, что он не простой зритель и не может насладиться приключениями Шрека со товарищи без всякой задней мысли о безвременной кончине столь милого сериала, некогда перевернувшего представления об анимации. Но всякие сожаления улетучатся, когда он прочтет в буклете, что режиссером "Шрека Третьего" является некто Крис Миллер, озвучивавший в двух первых фильмах... Волшебное Зеркало. И тогда критик злорадно поинтересуется: каким образом этот гражданин получил в наследство от Эндрю Эдамсона место режиссера? К счастью, четвертого "Шрека" будет снимать уже Майк Митчелл, имеющий хоть какой-то опыт в создании полнометражных картин.
И наконец, критик с грустью констатирует, что "Шрек Третий" обязательно станет одним из самых кассовых фильмов 2007 года, просто потому, что потенциал его персонажей невероятно велик, но сам Шрек значительно комфортнее чувствовал бы себя, оставшись там, куда его привели создатели второй серии.